Истории мест

Ладожское озеро

История осажденного Ленинграда

История осажденного Ленинграда не была бы полной и правдивой, если бы мы не вспоминали и не писали о той спасительной роли, которую сыграло для многострадального города и его горожан Ладожское озеро. Именно по нему в северную столицу двигались необходимые жизнеобеспечивающие грузы — продовольствие, промтовары, семена для огородов. Летом их везли на судах, зимой — по льду, на машинах. 22 ноября исполняется 76 лет с того дня, как Дорога жизни стала функционировать на постоянной основе между Ленинградом и Большой землей.

Тяжелейшей блокадной зимой 1941-1942 года работа ледовой трассы спасла город от неминуемой и страшной гибели. Альтернатив этому пути у нас не было. Дело в том, что высшее немецкое командование в любом случае не собиралось кормить мирных жителей, и они были фактически приговорены к голодной смерти. Следовало принимать срочные, безотлагательные меры. Первые шаги были сделаны еще в августе 1941-го, когда немцы перерезали последнюю железную дорогу, связывавшую город с тыловыми районами. Тогда наше руководство решило эвакуировать через Ладогу многих мирных жителей. Но это оказалось нелегко: озеро известно своими сильными ветрами и штормами. Поэтому для большей безопасности пассажирские суда должны были идти по Старо- и Новоладожскому каналам, которые пролегают параллельно южному берегу Ладожского озера.

Однако 8 сентября немцы захватили Шлиссельбург. Это не только плотно замкнуло сухопутную блокаду, но и не оставило возможности для движения водного транспорта по каналам, входившим в Неву возле Шлиссельбурга. В результате корабли Ладожской военной флотилии были вынуждены ходить напрямую по озеру. Маршрут между Новой Ладогой на востоке и бухтой Осиновец на западном, осажденном побережье был коротким (до 60 километров), но донельзя рискованным из-за частых яростных штормов. Кроме того, мы не успели еще оборудовать маяки и отметить фарватер. Однако первые баржи в Осиновец пришли уже 12 сентября. А спустя пять дней, в ночь на 17-е, произошла одна из крупнейших катастроф в истории мирового озерно-речного судоходства.

Несамоходная баржа №725 вместе с буксиром «Орел» попала в сильную бурю. На барже, по разным оценкам, было от 1200 до 1500 человек. Удалось спасти чуть более двух сотен. Но, несмотря на такие грустные события, альтернативы Ладоге не было. С сентября 1941-го продовольственная ситуация в Ленинграде стала стремительно ухудшаться. Городу ежедневно требовалось 1100 тонн муки. Только одной муки, не говоря о других продуктах! В течение осени по воде доставили примерно половину этого груза. Авиация же не могла перебрасывать больше 100 тонн в сутки.

У транспортов — и водных, и воздушных — было несколько функций. Во-первых, они доставляли в Ленинград продовольствие и другие товары первой необходимости. А, во-вторых, эвакуировали мирных жителей и перебрасывали войска. Например, около 20 тысяч бойцов, перевезенных в октябре, в разгар немецкого наступления на Тихвин и Волховстрой, ощутимо усилили Красную Армию, оказав ей помощь в борьбе с противником на восточных рубежах этих областных центров. Тем не менее, Тихвин все-таки пал 9 ноября, и поставки грузов для блокадного города с востока по железной дороге сразу прервались, что резко ухудшило положение северной столицы.

К этому моменту наше руководство уже прорабатывало проект, предусматривающий проведение трассы по Ладожскому льду. Некоторый опыт имелся: кое-что в этом смысле делалось еще год назад, в период войны с Финляндией. Благодаря тем мерам Красная армия сумела успешно атаковать финнов по льду Выборгского залива. Теперь предстояло реализовать опыт на практике. Специалисты учли, что северная, относительно мелководная часть Ладожского озера замерзала быстрее, чем остальные его части. Но следовало провести необходимую разведку. 15-18 ноября разведчики осмотрели маршрут. Затем маленькая колонна из 7 автомобилей попыталась пройти с восточного берега, но не сумела. То же самое произошло со второй колонной. И только разведка 88-го мотостроительного батальона, проведя целые сутки на льду, смогла 18 ноября пройти от порта Осиновец до села Кобона на восточном берегу. Теперь можно было приступать к делу на серьезной основе!

Сначала предполагали пустить конные обозы, а затем автомобильные колонны. 21 ноября в Осиновец прибыли 350 конных упряжек с 63 тоннами муки. Трасса вошла в строй. Официально она называлась Военно-автомобильной дорогой №102 (ВАД-102). Ею руководил генерал-майор интендантской службы Афанасий Митрофанович Шилов. Путь был очень сложным и опасным. Машины проваливались и тонули, их обстреливала немецкая авиация. Саму трассу приходилось часто переносить, потому что лед не выдерживал непрерывных нагрузок. Было решено установить специальный режим движения, при котором транспорт не перегружал бы ледовый покров. Благодаря таким усилиям в январе 1942-го Дорога жизни смогла ежесуточно доставлять в город минимальную дневную норму муки.

В противоположном направлении по этой же трассе эвакуировали людей и перебрасывали войска. В феврале 1942-го здесь прошла 24-я танковая бригада (несколько десятков тяжелых машин КВ). Для подстраховки с танков сняли башни, которые везли следом за машинами на санях. Само собой, командование вермахта категорически не устраивало наличие дороги близ их позиций. Пилоты люфтваффе бомбили трассу буквально с первых дней, а истребители охотились за нашими транспортными самолетами. Когда открылось движение по льду, по трассе стала «работать» вражеская артиллерия. Немцы готовили даже 8-ю танковую дивизию к ледовому броску для того чтобы прекратить снабжение Ленинграда. Сей план не удался только из-за общего наступления двух наших фронтов — Ленинградского и Волковского — в январе 1943 года.

Советские войска защищали Дорогу жизни и с земли, и с воздуха. Здесь повторил подвиг Алексея Маресьева летчик 4-го гвардейского истребительного полка Леонид Белоусов. Он обморозил ноги, и по причине заражения крови их пришлось ампутировать. Но несмотря на это, боец в конце 1944 года вернулся в строй. Любопытно: звание Героя Советского Союза он получил лишь 13 лет спустя, в 1957-м. Летом и осенью 1942-го противник перебросил на Ладогу паромы-катамараны «Зибель» и итальянские торпедные катера. В октябре немцы предприняли крупную операцию против острова Сухо, расположенного неподалеку от трассы. Наш гарнизон сумел отбиться лишь с помощью Ладожской флотилии.

Ко второй блокадной зиме Ленинград уже был достаточно подготовлен. Снабжение по Ладожскому озеру функционировало исправно, и работа трассы могла основательно помочь нескольким нашим крупным наступательным операциям. К зиме 1942-1943 года были разработаны разные проекты по организации транспортного движения. Намечалось даже строительство троллейбусной линии, но сей крайне рискованный план был отклонен. Его хотели заменить переброшенным через Ладогу железнодорожным мостом, однако эту идею воплотить попросту не успели. 18 января 1943 года Красная Армия прорвала мучительную блокаду северной столицы. И хотя движение по Дороге жизни продолжалось до марта, главную нагрузку приняла на себя новая артерия — проложенная всего за 17 дней стальная магистраль, Дорога победы. Но подвиг людей, которые, не щадя себя, обслуживали легендарную ладожскую трассу, навсегда остался в благодарной народной памяти.